?

Log in

Мифы о диджериду - ИДАКИ - диджериду в Саратове

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

February 11th, 2010


Previous Entry Share Next Entry
avesscita
12:13 pm - Мифы о диджериду
В последнее время, взявшись за поиск интересной и более-менее авторитетной информации про Yidaki обнаружила что противоречия встречаются на каждом шагу. Кто говорит, что чем тоньше стенки риду. тем лучше. кто-то говорит совсем обратное, как и про гладкость внутренней поверхности, диаметр раструба и мундштука и про многие другие превратности диджеридустроительства и искусства игры. Вот решила пока просто привести пример вроде как развинчивания мифов про диджериду. При этом нужно всегда помнить, что у каждого мастера есть свои приемы и секреты и если то-от говорит, что делать так - лучше всего, то это не значит что кто-то сможет найти вариант ещё лучше этого. Так что это является опытом одного украинского мастера с одного хорошего украинского сайта про диджериду.

  1. относительно диджериду из пластика
    • пластик должен быть толстостенным, приблизительно от 2мм. Это нужно для того чтоб вибрирующие стенки не гасили колебаний воздуха
    • пластик должен быть ПВХ - сделать с ПП трубой что-то красивое нереально (изменить геометрию, сделать раструб)
    • пластик должен быть 5см диаметром. длина 1-1.5м максимум. У меня почти все инструменты метровые.
  2.  

  3. заблуждение “Эвкалипт - это круто!”

    Почитайте пожалуйста тексты (их много!!!) на самом крупном и уважаемом австралийском сайте продающим диджериду - http://www.didjshop.com. Вот в частности:

    MYTH: “The finest playing didjes are authentic, Aboriginal-crafted didgeridoos”
    FACT: While there are undoubtedly many fine playing didgeridoos made by Aboriginal people, one needs also be aware that there are many poor playing didgeridoos made by Aboriginal people. While we totally support everyone buying a didgeridoo that is made by an Aboriginal person, this is not really an indication of the sound quality of the didgeridoo.

    Очень полезно почитать про их сиситему оценки инструментов:
    http://www.didjshop.com/shop1/soundscapescart.html

    В части, которая описывает физику инструментов - очень хорошие подсказки для тех кто хоть немного понимает в физике. Последние лет 5 появилось несколько очень хороших и обширных исследований диджериду, в основном кафедры Прикладной Физики Университета Нового Южного Уэльса (www.phys.unsw.edu.au). Кстати на сайте кафедры очень много информации по акустике муз. инструментов, изложенной в форме которая понятна даже тем кто в физике ни бум-бум:)

  4. к вопросам о физике, акустике, породам дерева, толщине стенок

    тут мне как физику совсем грустно стало:)

    1. колеблется воздушный столб. Задача стенок - держать “форму воздушного столба”
    2. эффекты стенок есть следующие:
      • трение воздуха о стенки
      • пористость материала
      • колебания стенок и излучение звука стенками

    Чем плотнее дерево и толще стенки, тем лучше резонанс, тем меньше энергии теряется на пористость, тем выше собственная резонансная частота дерева и тем меньше звука излучают стенки
    И тут есть два момента - колебания стенок и излучение нужно максимально уменьшать. Именно из-за них появляются характерный “гул” из хреновых пластиковых труб с тонкими стенками.
    А вот с пористостью и трением… Тут все очень интересно:) Дело в том, что в исследованиям диджей самые худшие были те, у которых… пористость и трение были минимальными! Да, изначально исследовались “не-сувенирные” инструменты из эвкалипта, то есть у всех инструментов был приличный звук - это значит что дерево УЖЕ твердое, и “лохмотья” внутри не висят. Не все так “просто” как я пишу, но суть такая, что если взять хороший инструмент (уже хороший) и покрыть его к примеру изнутри лаком, уменьшив пористость, трение, увеличив твердость… Можно здорово ухудшить инструмент.
    Оригинальные австралийские инструменты - внимание - не покрываются никаким лаком!

    Толщину стенок уменьшают (обстругивая ствол!) для того чтобы инструмент весил меньше. Равномерная толщина стенок (на что некоторые советуют обращать внимание) - вообще глюк какой-то:) Что, термиты по вашему “равномерно” выгрызают ствол изнутри, или аборигены могут промерять толщину стенки по всей длинне диджериду с тем чтоб “где много” убрать лишнее?:) Главное чтоб стенки не были слишком тонкими, но это “слишком” очень сильно зависит от материала инструмента (например стеклопластиковый инструмент может быть толщиной стенки около 1мм и при этом звучать очень звонко и резонансно).

    Да, и последний хинт - там же, на сайте, в исследовании - инструменты тем лучше чем больше диаметр канала. Как выходной (на раструбе) - так и ВХОДНОЙ! сразу после мундштука! Самые высококлассные имеют входной диаметр от 5 до 8см… Так что думайте сами:)
    Информация в этом пункте - не мои “умозрения”, а выводы сделанные из прочтения *научных* статей по исследованию аккустики диджериду. Каждый желающий может прочитать эти статьи и сделать свои выводы (ссылки я привел выше).
    Да, и еще - “обертона” возникают не на неровностях или геометрии канала:) Не говорите ерунды, почитайте минимум литературы на том же сайте. Хотя с геометрией канала они связаны, и в диджериду - очень нетривиальным образом.

  5. по поводу бамбука - на основе 4хлетнего опыта изготовления бамбуковых флейт
    • заблуждение “Бамбук боится перепадов температур”
      Бамбук боится НЕ перепадов температур! он боится перепадов влажности и мороза. “возле батареи” бамбук высыхает, на морозе - трещит, в не зависимости от того -1 градус или -20. Обвязка хорошая спасает инструмент, хотя трещины и появляются они не сквозные и их можно просто промазать клеем (в нормальных условиях они сами и затягиваются, клей будет держать потом).
    • заблуждение “Бамбук слишком ровный, идеальный изнутри - поэтому звук хуже”
      Я не встречал еще ни одного ствола бамбука, у которого была бы идеально ровная внутренняя поверхность:) это какой-то наверное элитный сорт?:) У бамбука всегда есть перегородки их невозможно идеально хорошо убрать. И самое главное - это НЕ НУЖНО. Обычно проблема “сувенирных” бамбуковых диджей наоборот, в том что очень много перегородок остается. Тут поможет вычищение их (но не под “0″). Кроме того в местах перегородок канал бамбука ВСЕГДА уменьшается, не только на перегородке но и сантиметра на 2-3 в обе стороны от нее (очень плавно и на глаз незаметно).
      Кроме этого бамбуковый ствол почти всегда меняется в диаметре по длине - в верхней своей части он расширяется вниз, но при самом корне может сужаться. Посмотрите на бамбуковые флейты сякухати, которые делаются из прикорневой части.
    • заблуждение “бамбук звучит не так мощно потому что у него нет раструба”
      чем больше диаметр “на выходе” тем громче звук. Не важно, расширяется канал или нет - есть раструб или нет. Громкость зависит именно от диаметра на выходе - цилиндрического диджа или раструба. Бамбуковые диджи с 8-9см диаметром… это ОООО!
  6. Оригинал здесь.

Автор - Ярослав Каминский.

Думаю скоро у наших мастеров из группы Идаки появится свой собственный метод изготовления, частично о котором будет изложено здесь.
Current Music: Flёur - Небо хочет упасть | Powered by Last.fm

(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com